Руководитель кафедры – Иванова Светлана Вениаминовна, научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, профессор, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, Государственный советник Российской Федерации I класса, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Академии педагогических наук Казахстана, член Союза писателей России.

Главный редактор научных журналов «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы» (Перечень ВАК), член редсоветов ряда научных журналов России и зарубежья.

Председатель Научного cовета по педагогической компаративистике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Награды

Медаль А.С. Пушкина, Золотая медаль РАО, знак «Почетный работник общего образования», Медаль Российской академии образования имени М.Н. Скаткина, Почетные Грамоты Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства спорта и туризма Российской Федерации, политических и общественных организаций: награждение высочайшей благодарностью Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны «За примерное профессиональное служение Отечеству и высокополезные труды на поприще сохранения и развития традиций Российского образования», 2013 г., Знак Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы,2016 г., Именное письмо Главы Российского Императорского Дома - Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны "Благодарность за высокополезные труды на благо Отечества, добросовестное профессиональное служение и посильную поддержку в социально-ориентированных проектов", 2018 г.

Научная биография и сфера интересов

Общий стаж научно-педагогической деятельности С.В. Ивановой составляет более 40 лет, в том числе стаж педагогической работы в вузах г. Москвы – около 20 лет.

С.В. Иванова окончила филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института, работала в системе образования города Новосибирска, затем в Московской области. В годы работы учителем начала заниматься научно-исследовательской деятельностью, осуществила эксперимент по созданию педагогических условий гуманизации образовательного процесса в рамках подготовки кандидатской диссертации под руководством А.Г. Асмолова и В.А. Сластенина. Светлана Вениаминовна, работая в Министерстве образования РФ в качестве заместителя руководителя Департамента общего образования, курировала ряд вопросов по проведению широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования, эксперимента по профильному обучению, участвовала в создании концепций экспериментов, разработке подходов к изменению государственной итоговой аттестации, по подготовке федеральных государственных стандартов общего образования, осуществляла тесное сотрудничество с научными институтами РАО.

При этом сфера научных интересов постепенно сместилась в сторону методологического осмысления инновационных процессов в образовании на междисциплинарной основе. В 2008 году была защищена докторская диссертация по специальности 09.00.11 – социальная философия. Приоритетными направлениями исследований являются: философско-методологические проблемы дидактического знания с учетом историко-философского аспекта; исследование педагогических идей А.А. Богданова, разработка тектолого-гуманистического подхода к образовательному процессу; гуманизация и гуманитаризация образования; принятие решений в области образования; исследование влияния внешней среды на образовательные структуры; развитие непрерывного образования в сферах политики и бизнеса; взаимодействие системы образования и рынка труда; социокультурные и геополитические аспекты формирования образовательного пространства.

С 2011 г. С.В. Иванова - директор Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» РАО, в результате реорганизации Российской академии образования и научных институтов с 2014 г. директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», с 2020 г научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 

Как научный руководитель института С.В. Иванова большое внимание уделяет возвращению ведущей роли фундаментальных исследований, поддержке традиционных научных школ, осуществлению масштабных научно-издательских проектов, развитию экспериментальной работы и научного сотрудничества с регионами и вузами.

С.В. Иванова известный в стране и за рубежом ученый, руководитель и организатор научных исследований в области методологии инновационного образования, и, в частности, методологии сравнительного исследования инновационных образовательных пространств. В руководимых ею диссертационных советах с 2011 года по данному направлению защищено 18 докторских и 32 кандидатских диссертаций (в том числе шесть кандидатских и шесть докторских – по данному направлению под ее непосредственным руководством). В руководимом С.В. Ивановой институте по ее инициативе и под ее научным руководством к 70-летию Академии издана не имеющая аналогов в РАО 33-томная антология научных исследований (серия «Фундаментальные труды института теории и истории педагогики РАО»), раскрывающая различные аспекты методологии инновационного образования. В качестве председателя Научного совета по сравнительной педагогике Отделения теоретической педагогики и философии РАО она расширила его состав до ста ученых из России, США, КНР, Великобритании, Италии, Греции, Канады, Казахстана и других стран, осуществляет сотрудничество в сфере методологии сравнительных исследований образовательных пространств, организацию международных конференций и семинаров соответствующего профиля. С 2016 г. проводится ежегодная Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA) с размещением материалов на платформе Web of Science. 

С.В. Иванова внесла крупный научный вклад в разработку методологии инновационного образования, занимаясь концептуализацией модернизационных проектов федерального уровня, созданием и теоретическим осмыслением корпоративного и политического обучения. Ею рассмотрены различные методологические аспекты инновационного пути развития образования с учетом взаимовлияния пространственно-временных условий: интерпретация инноваций в эпоху массмедиа, влияние социальных и социально-экономических условий на образование в постиндустриальном обществе, электронное настоящее и будущее образования, изменение дидактических концептов в эпоху постмодерна. С.В. Ивановой раскрыты основные условия, факторы, позиции создания благоприятной внешней среды образовательной организации, при создании которой возможно осуществление инноваций. В ее работах представлены актуальные философско-методологические проблемы современного образования с опорой на историко-философский и компаративистский контекст; исследованы педагогические условия гуманизации обучения. 

Список опубликованных научных и научно-методических работ члена-корреспондента Российской академии образования, доктора философских наук, профессора, научного руководителя ФГБНУ  «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ивановой Светланы Вениаминовны.

С 2015 г. Светлана Вениаминовна Иванова председатель Научно-методического совета по литературе Федерального института педагогических измерений, где в настоящее время разрабатываются новые подходы к проведению ЕГЭ по литературе.

С.В. Иванова руководит темами по Плану фундаментальных исследований Российской академии образования, научными проектами Российского гуманитарного научного фонда и др. С.В.Иванова – инициатор и главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы» (выходит с 2009 г., включен в Перечень ВАК), «Отечественная и зарубежная педагогика» (с 2011 г., в Перечне ВАК).

 

 

Общий стаж научно-педагогической деятельности С.В. Ивановой составляет более 40 лет, в том числе стаж педагогической работы в вузах г. Москвы – около 20 лет.