15 ноября 2022 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в области стратегии развития общего среднего образования», организаторами которой выступили Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кафедра ЮНЕСКО по глобальному образованию Института.
Приглашенные организации: Министерство народного образования Республики Узбекистан, Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, национальные центры обучения педагогов новым методикам.
Конференция была посвящена обсуждению и анализу общих образовательных проблем Российской Федерации и Республики Узбекистана, так как многие аспекты объединяют эти два государства: история, управление в общеобразовательных школах, образовательные проблемы и пути к их решению. Более того, проводятся российско-узбекские образовательные форумы, развивается сотрудничество в научной сфере, объединяются системы образования, открываются филиалы российских вузов.
Основные цели конференции: анализ общих проблем среднего образования в Республике Узбекистан и Российской Федерации и поиск путей их решения; изучение передового опыта Российской Федерации в сфере общего образования с учетом специфики образовательных систем двух стран и подготовка предложений по внедрению инновационных реформ и методов обучения в образовательный процесс.
Открыл конференцию Шарифхаджаев Усман Улфатович, Первый заместитель министра народного образования Республики Узбекистан, подчеркнув значимость сотрудничества между Россией и Узбекистаном и важность научной конференции. Суханова Татьяна Владимировна, и.о. директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», канд. пед. наук, в своей приветственном слове раскрыла важный вклад Института – флагмана в области педагогики и образования России - в обновление содержания отечественного образования, в создание и укрепление единого образовательного пространства страны, отметив перспективность партнерства и сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан.
На пленарном заседании Иванова Светлана Вениаминовна, научный руководитель Института, член-корреспондент РАО, д-р филос. наук, профессор, выступила с докладом «Образовательное пространство России: состояние и вектор развития», охарактеризовав роль единого образовательного пространства в воспитании подрастающего поколения, в формировании национальной идентичности и сохранении национальной безопасности.
Пардаева Мехринисо Данияровна, проректор по повышению квалификации учителей Национального исследовательского института профессионального развития и обучения новым методикам педагогов имени А. Авлони, выступила с сообщением «Узбекистан: передовой опыт интеграции ОУР в образование». Лобанов Илья Анатольевич, заместитель заведующего лабораторией социально-гуманитарного общего образования Института, канд. пед. наук, рассказал об укреплении образовательного пространства Российской Федерации в контексте принятия новой редакции ФГОС. Виноградова Наталья Федоровна, заведующий лабораторией начального общего образования Института, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, в своем выступлении раскрыла особенности работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении. Степанов Павел Валентинович, заведующий лабораторией развития личности в системе образования Института, д-р пед. наук, выступил с сообщением «Цифровые технологии в образовании: возможные риски для личностного развития школьника». Азимов Сайдулло Ҳамидович, руководитель научно-исследовательского отдела оценки качества образования НИИ им. А. Авлони, представил вниманию слушателей сообщение по теме «Платформа Stesting. Предварительные результаты оценки качества образования в Узбекистане по модели PISA». Ковалева Галина Сергеевна, заведующий центром оценки качества образования Института, канд. пед. наук, и Исмаилов Абдували Абдумаликович, директор Национального центра международных исследований по оценке качества образования при ГИНКО, рассказали о совершенствовании национальной системы оценки качества образования в области эффективного управления народным образованием в соответствии с международными требованиями. Ибрагимов Абдималик Гаппарович, руководитель научно-исследовательского отдела формирования и исследования статистики системы народного образования НИИ им. А. Авлони, посвятил свое выступление разработке системы статистических показателей народного образования на основе изучения передового международного опыта. Тагунова Ирина Августовна, заведующий лабораторией педагогической компаративистики и международного сотрудничества Института, д-р пед. наук, охарактеризовала современные подходы к формированию содержания общего образования за рубежом.
Продолжением конференции стала работа в секциях: «Педагогическая компаративистика» (модератор: Долгая Оксана Игоревна, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества Института, канд. пед. наук); «Развитие личности в системе образования» (модератор: Шустова Инна Юрьевна, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования Института, д-р пед. наук); «Начальное, основное и среднее общее образование – обновление содержания образования» (модератор: Шапарина Ольга Николаевна, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института, канд. пед. наук).
В работе конференции приняли участие представители научных и образовательных организаций, кафедр ЮНЕСКО, органов управления образования различных уровней; учителя, преподаватели университетов, аспиранты, докторанты.
Доклады, представленные на конференции, отличались большой научной и социальной актуальностью, информативностью и новизной.
Международная конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в области стратегии развития общего среднего образования», на которой был осуществлён обмен опытом в системе среднего общего образования, а также были обсуждены возможности продвижения педагогической компаративистики и рассмотрены предложения и рекомендации по совершенствованию начального, основного и среднего общего образования, стала значимым событием для научно-педагогического сообщества Российской Федерации и Республики Узбекистан.