28 октября 2022 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование и реализация содержания общего образования», организованная лабораторией педагогической компаративистики и международного сотрудничества в рамках госзадания на 2022 год «Научно-методический и экспертный анализ формирования и реализации содержания общего образования в зарубежных странах». С приветственным словом выступила Иванова Светлана Вениаминовна, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Она отметила важность и актуальность тематики конференции, большой вклад сотрудников лаборатории в изучении зарубежного опыта в этой области. Во время представления участников конференции было обращено внимание на широкий географический охват - представлены разные регионы и города Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Ангарск, Благовещенск, Вологда, Ижевск, Задонск, Новороссийск, Сура, Уфа, Тольятти, Тюмень, Хабаровск, Якутск.

На конференции прозвучали выступления докторов и кандидатов наук, аспирантов и соискателей. Большую заинтересованность в представлении своих научных результатов и педагогического опыта проявили преподаватели из высших учебных заведений (Московский городской педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Благовещенский государственный педагогический университет, МГИМО), из академий и центров повышения квалификации педагогических работников. Среди участников конференции и докладчиков были учителя, преподаватели, методисты государственных и частных образовательных учреждений – школ, гимназий, лицеев, колледжей, училищ, детских садов; специалисты по методической работе из организации ООО «Мобильное Электронное образование» г. Москвы.

Программа конференции была разбита на несколько блоков. В начале прозвучали доклады, охватывающие общую проблематику содержания образования: о трансформации философии образования и новых дидактических концептах рассказала Ёлкина Ирина Михайловна, к.п.н., начальник управления научно-организационной деятельности и международного сотрудничества, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; Тагунова Ирина Августовна, д.п.н., заведующая лабораторией педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» раскрыла в своем докладе основные направления развития содержания общего образования в школах за рубежом; о современных вызовах в обновлении содержания общего образования в России и за рубежом речь шла в выступлении Боковой Татьяны Николаевны, д. п. н., профессора кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации, заместителя директора Института иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; Крылова Ольга Николаевна, д.п.н., профессор ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» рассказала о влиянии знаниевой традиции на ведущие принципы конструирования содержания школьного образования; Мачехина Ольга Николаевна, д.п.н., доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», говорила о волнах модернизации как ресурсе обновления содержания общего образования; Тарасова Анастасия Сергеевна, научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в своем докладе провела сравнительный анализ отражения ценностных ориентиров России и Евросоюза в образовательных подходах; Найденова Наталья Николаевна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» выделила ключевые аспекты изменения стандартизации при формировании содержания общего образования.

В выступлениях были освещены вопросы формирования гражданственности в школах Европы (Курдюмова Ирина Михайловна, д.п.н.), культурной идентичности школьников на уроках иностранного языка (Силонян Алина Аркадиевна, ассистент, аспирант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»), гибких навыков у учащихся на уроках информатики через систему хороших учебных заданий (Лобанов Алексей Александрович, директор, учитель информатики ЧОУ «Школа «Таурас», г. Санкт-Петербург; Лобанова Татьяна Юрьевна, учитель информатики, МАОУ «Ангарский лицей №1», г.Ангарск). О диагностике метапредметных результатов обучения в аспекте ЕГЭ по русскому языку рассказала Каминская Лариса Николаевна, к.филол. н., доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

На конференции прозвучали доклады, в которых рассматривались разные вопросы реализации содержания образования. Основные тенденции в формировании и реализации учебных программ в школах за рубежом были раскрыты в докладе Долгой Оксаны Игоревны, к.п.н., старшего научного сотрудника лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Несколько докладчиков посвятили свои выступления проблеме учебников, в частности, о зарубежных школьных учебниках XXI века рассказал Сухин Игорь Георгиевич, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» ; пути совершенствования учебников географии и методики работы с ними осветила в своем выступлении Репринцева Юлия Сергеевна, д.п.н., заведующая кафедрой географии ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»; в докладе Куровской Юлии Геннадьевны, д.п.н., доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории теоретической педагогики и философии образования, профессора кафедры по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и Щетинской Веры Алексеевны, научного сотрудника лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» ярко и красочно было рассказано об образе города в учебниках З.И. Романовской «Живое слово».

Виханова Жанетта Эдуардовна, преподаватель ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», поделилась своим опытом использования интерактивных методов обучения в качестве эффективного средства реализации содержания УМК «Английский в фокусе» (8 класс).

О реализации содержания общего образования в цифровой образовательной среде прозвучало в докладах Хмызова Максима Владимировича, методиста ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; специалистов ООО «Мобильное Электронное образование» Трифонова Александра Анатольевича, заместителя генерального директора по методической работе и продвижению, и Горностаева Игоря Сергеевича, ведущего методиста отдела апробации и методического сопровождения, которые рассказали о реализации содержания общего образования в цифровой образовательной среде на примере «Мобильного Электронного Образования» и о представлении содержания общего образования для обучающихся с ОВЗ в цифровой образовательной среде.

Осокин Игорь Владимирович, начальник отдела мониторинговых исследований, статистики и прогнозирования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», рассказал о персонифицированном сопровождении развития профессиональных компетенций учителей школ с низкими образовательными результатами.

В докладах также были раскрыты некоторые вопросы из сферы образования в разных странах. Шевченко Анна Ярославна, преподаватель испанского языка ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», аспирант ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» рассказала о тенденциях развития образования в Мексике, а Герасенкова Ксения Алексеевна, соискатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» о партнёрстве школы и высшего образования в США.

Тематика конференции была расширена докладом Овчинникова Анатолия Владимировича, д.п.н., профессора, ведущего научного сотрудника лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Его выступление было посвящено национальным правовым тенденциям в современном образовательном пространстве.

Подводя итоги конференции, все участники выразили общее мнение о высоком научном уровне заслушанных докладов, посвященных актуальным вопросам образования. Отметили несомненную теоретическую и практическую пользу проведенной конференции для всех участников образовательного процесса. Также была высказана высокая оценка организации и проведения конференции (модератор Долгая Оксана Игоревна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»). Особая благодарность выражена службе технической поддержки ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО»: Каверкину Андрею Валерьевичу и Жимаеву Владимиру Виторовичу.

Видеозапись